ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД» ПСТ. СТУДЕНЕЦ
Описание образовательной программы
. Пояснительная записка
1. Образовательная программа дошкольного
образования МБДОУ "Детский сад" пст.Студенец разработана
в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155
(ред. от 08.11.2022) (далее – ФГОС ДО) и Федеральной образовательной программой
дошкольного образования, утвержденной Приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 (далее – ФОП ДО) (далее программа).
Программа состоит из обязательной части и
части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются
взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения ФГОС ДОО.
2.Программа
реализовывает несколько основополагающих функций дошкольного уровня
образования:
1)
обучение и воспитание ребёнка дошкольного возраста как гражданина Российской
Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на
соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
2) создание единого ядра содержания
дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к
традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского
народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и
культуру своей семьи, большой и малой Родины; 3) создание единого
образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до
поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребёнку и его
родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне
зависимости от места проживания.
4) Программа определяет единые для Российской
Федерации базовые объем и содержание ДО, осваиваемые обучающимися в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее – ДОО), и
планируемые результаты освоения образовательной программы. Программа
разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования (далее –ФГОС ДО).
5)
ФГОС ДО и Федеральная программа являются основой для самостоятельной разработки
и утверждения ДОО образовательной программы дошкольного образования (далее -
Программа), обязательная часть которой соответствует Федеральной программе и
оформляется в виде ссылки на нее. Федеральная программа определяет объем
обязательной части Программы, которая в соответствии со ФГОС ДО составляет не
менее 60% от общего объема программы. Часть, формируемая участниками
образовательных отношений, составляет не более 40% и ориентирована на специфику
национальных, социокультурных и иных условий, в том числе региональных, в
которых осуществляется образовательная деятельность; сложившиеся традиции ДОО;
выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми,
которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а
также возможностям педагогического коллектива и ДОО в целом. Содержание и
планируемые результаты Программы не ниже соответствующих содержания и
планируемых результатов Федеральной программы.
6) Программа включает в себя
учебно-методическую документацию, в состав которой входят рабочая программа
воспитания (далее – Программа воспитания), режим и распорядок дня дошкольных
групп, календарный план воспитательной работы (далее – План) и иные компоненты.
7) В Программе содержатся целевой,
содержательный и организационный разделы.
8) В целевом разделе Программы представлены:
цели, задачи, принципы её формирования; планируемые результаты освоения программы
в младенческом, раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения
освоения Программы; подходы к педагогической диагностике достижения планируемых
результатов и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
9)
Содержательный раздел Программы включает задачи и содержание образовательной
деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп
обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое,
художественноэстетическое, физическое развитие). В нем представлены описания
вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы;
особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик и
способов поддержки детской инициативы; взаимодействия педагогического
коллектива с семьями обучающихся; направления и задачи коррекционно-развивающей
работы (далее – КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными
потребностями (далее – ООП) различных целевых групп, в том числе детей с
ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей-инвалидов. В
содержательный раздел программы входит рабочая программа воспитания, которая
раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает
приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные
ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском
обществе и часть, формируемая участниками образовательных отношений. 10)
Организационный раздел программы включает описание психолого-педагогических и
кадровых условий реализации программы; организации развивающей
предметно-пространственной среды (далее - РППС) в ДОО; материально-техническое
обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами
обучения и воспитания. Раздел включает примерные перечни художественной
литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства
для использования в образовательной работе в разных возрастных группах, а также
примерный перечень рекомендованных для семейного просмотра анимационных
произведений. В разделе представлены примерный режим и распорядок дня в
дошкольных группах, календарный план воспитательной работы и часть, формируемая
участниками образовательных отношений.
11)
ДОО предоставлено право выбора способов реализации образовательной деятельности
в зависимости от конкретных условий, предпочтений педагогического коллектива
ДОО и других участников образовательных отношений, а также с учётом
индивидуальных особенностей обучающихся, специфики их потребностей и интересов,
возрастных возможностей.
12)
Реализация Программ, направленных на обучение и воспитание, предполагает их
интеграцию в едином образовательном процессе, предусматривает взаимодействие с
разными субъектами образовательных отношений, осуществляется с учётом принципов
ДО, зафиксированных во ФГОС ДО.
13)
При соблюдении требований к реализации Программ и создании единой
образовательной среды создается основа для преемственности уровней дошкольного
и начального общего образования.